Наряду с игрой экспериментирование считается
ведущей деятельностью. Ставя элементарные опыты над предметами (уронить на пол,
попытаться разломить, извлечь звук и проч.), малыши приобретают сведения об их
свойствах. Дошкольники с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над
знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой в жидком и
твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями. Начинать проводить
опыты нужно с детьми младшей группы, побуждая к периоду старшего дошкольного
возраста к желанию самостоятельного экспериментирования. Этот метод
исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность,
самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости
коллектива.
Виды занятий по экспериментированию
Игры-эксперименты. Поскольку ведущей деятельностью
детей дошкольного возраста
является игра, первые опыты и эксперименты
проводятся в русле игровой направленности. На занятии присутствует сказочный
персонаж, который даёт ребятам задания или просит о помощи в проблемной
ситуации. Возможно создание игровой ситуации, где дети будут действовать в
вымышленных условиях (царство снега и льда, в гостях у Феи воздуха и др.).
Моделирование. Знания о свойствах предметов дети
могут получить через изучение или построение моделей реально существующих объектов
(вулкан, айсберг, полярное сияние). К моделированию в опытно-экспериментальной
деятельности способны дети 3–4 лет (например, моделируют вихрь при мощи
кусочков бумаги и создания воздушного потока), педагогу важно учитывать
возрастные особенности детей, модель должна быть понятной и доступной.
Опыты. Проведение опытов позволяет в наглядной форме
объяснить физические явления на занятиях по окружающему миру. Необходимо
провести инструктаж по работе в мини-лаборатории или экспериментированию на
рабочем месте, проговорить совместно с воспитанниками правила безопасности.
Самостоятельное проведение опыта ярче откладывается в памяти ребёнка.
Дошкольники ставят опыты с водой, воздухом, различными видами почвы, магнитами.
Комплексные виды опытов в детском саду обычно направлены на расширение
представлений о свойствах почвы, воды, воздуха.
Комментариев нет:
Отправить комментарий