STEM образование

Созданная в нашем детском саду «STEM лаборатория» как  эффективный метод организации дошкольников, позволяет развивать индивидуальные возможности каждого ребенка, создавая при этом ситуацию успеха. Ведь интерес к исследованиям, творческий потенциал, логическое мышление начинают формироваться еще в период дошкольного возраста.

Технология конструктора «ЙОХОКУБ» актуальна при внедрении ФГОС, потому что служит основным средством для интеллектуального развития воспитанников и обеспечивает интеграцию областей. Конструктор используется  по многим направлениям:

1. познавательная (настольные и напольные игры);

2. мультстудия;

3. художественная (создание предметов творчества);

4. театральная (декорация, атрибуты).

Занятия по робототехнике представляют собой творческий процесс, в рамках которого ребенку удается создать собственный продукт – робота.  Образовательная робототехника – главный объект нашего внимания – это интеграция математики, физики, информатики, технологии, позволяющая сформировать и развить в ребенке важнейшие качества гармоничной творческой личности.

В нашем дошкольном учреждении активно используется   игровое оборудование — программируемый робот «Умная пчела». Он прекрасно подходит для применения в дошкольных учреждениях, для детей младшего и старшего дошкольного возраста. Он прост в управлении и имеет дружелюбный дизайн. С помощью данного устройства дети могут с легкостью изучать программирование, задавая роботу план действий и разрабатывая для него различные задания (приключения). 

 



Формировать умение различать предметы по форме, величине и цвету, называть их – именно с таким заданием столкнулись ребята на одном  из игровых моментов.  Сначала я увидела немного неуверенные лица, но когда нам на помощь пришел набор из математического модуля STEM, эмоции сразу поменялись , и появились улыбки и интерес в глазах. Становление начальных математических знаний и умений стимулирует всестороннее развитие дошкольников, формирует абстрактное мышление и логику, совершенствует внимание, память и речь, что позволяет ребёнку активно познавать и осваивать окружающий мир. Занимательное путешествие в страну геометрических фигур является  прекрасным подспорьем в воспитании таких качеств, как любознательность, целеустремлённость и организованность. 





Как педагог, работающий с дошкольниками, я могу смело заявить, о том, как важно именно в этот период  привить детям интерес к знаниям, научить их находить ответы на интересующие вопросы в окружающей действительности.  Не обойтись и без умения  действовать самостоятельно и в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. Что приходит мне как воспитателю на помощь? В настоящее время,  я успешно работаю с технологиями STEM  именно технической направленности.

Образовательный модуль «Математическое развитие» вызвал у ребят много интереса. Наше знакомство началось  с измерительного  прибора – весов.  Что такое  вес, весы, тяжелее, легче  - с такими понятиями столкнулись ребята.  Было очень познавательно!





Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль занимательного материала определяется с учетом возрастных возможностей детей.

Чем хорошо логическое мышление? 

Тем, что оно приводит к правильному решению без помощи интуиции и опыта! Приобретенные в дошкольный период навыки и умения, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школе, и важнейшим среди этих навыков является способность «действовать в уме», навык логического мышления.



Мультфильм "Овощной спор"
Вот и готов наш новый мультфильм о споре таких полезных и вкусных овощей! Было очень интересно работать над его исполнением! Нам с ребятами очень понравилось!

Программируем вместе с LEGO Education
Набор LEGO Education «Экспресс «Юный программист» создан на основе всем знакомой игры в железную дорогу.
В тележку, которая является основой вагона-тягача, интегрирован датчик цвета. Выкладывая на рельсах специальные цветные кубики, мы с ребятами могли менять характер движения поезда. Каждому цвету кубика соответствует определенное действие.
Например, проезжая над желтым кубиком, поезд подает звуковой сигнал, а над красным — останавливается. Белый активный кубик включает или выключает свет фар. Зеленый кубик заставляет поезд сменить направление движения. Синий кубик, команда которого названа «дозаправкой», останавливает поезд на непродолжительное время (например, для дозаправки топлива или для высадки пассажиров), а после остановки движение продолжается.
Очень интересно и познавательно проводить время вместе с таким конструктором! Нам с ребятами очень понравилось!


Мы - юные исследователи!
Сегодня мы с ребятами были  исследователями и как настоящие ученые, делали свои  маленькие открытия. Мы наблюдали за мухой и муравьем. И узнали очень много нового о них!
С хоботом, а не слон. Не птица, а летает. Никто не приучает, А на нос садится.
Как выглядит муха?
Как мухи ходят по потолку?
А это   что за насекомое?
Он - трудяга, не бездельник,
Строит целый муравейник.
Догадайся же скорей:
«Кто строитель?»
Конечно, это муравей. Самый сильный на земле – муравей, ведь он переносит тяжести. Муравьи – великолепные строители! Муравьи содержат свой дом в чистоте. Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей. Где живут муравьи?
Почему их прозвали санитарами лес? Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса». Есть народная пословица: «Разоряя муравейник, ты разоряешь дом друзей». Как у всех насекомых, у муравьев есть усики-антенны, с помощью которых муравей получает информацию о запахе, вкусе и сообщает о ней своим собратьям.




Знакомство с игровым интерактивным набором «Робомышь».
Так весело и интересно прошло наше знакомство с игровым интерактивным набором «Робомышь». Как известно, все мышки любят сыр! Но, вот добраться до него по лабиринту, пожалуй, не так и просто! Благодаря использованию данного оборудования, дети стали хорошо ориентироваться на плоскости и в пространстве, хорошо усвоили счет в пределах 20. Были сформированы  коммуникативные навыки: дети легче шли друг с другом на контакт, научились договариваться между собой, решали конфликты мирным путем.

Благодаря тому что «Центру развития ребёнка – детскому саду № 180 Остров сокровищ»», присвоен статус инновационной площадки по STEM образованию детей дошкольного и младшего дошкольного возраста у нас появилась возможность  внедрения в учебный процесс инновационных технологий. Использование   STEM образования помогает детям научиться быстро ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике.
Что же такое STEM образование в ДОУ? Это комплексное обучение, которое включает в себя одновременное исследование базовых принципов точных наук. К ним относится естественные науки, инженерия, математика, технология. Дети учатся видеть взаимосвязь происходящих событий, лучше начинают понимать принципы логики и в процессе создания собственных моделей открывают для себя что-то новое и оригинальное. Комплексный подход способствует развитию их любознательности и вовлечению в образовательный процесс.
Для реализации программы STEM образования в нашем ДОУ создана новая пространственно-предметная среда. Приобретен базовый учебно-методический комплект оборудования, который широко позволяет использовать возможности, заложенные в программе STEM образования. Благодаря нашим занятиям дети стали более усидчивыми, внимательными, научились работать в группах, читать схемы, работать по образцу и по  замыслу. Очень стараются   доводить начатое дело до конца, а это так важно. Ведь все эти качества пригодятся нашим ребятам, потому что все они будущие первоклассники. 
В программу STEM образования входит:
Образовательный модуль «Дидактическая система Ф. Фребеля»
Данный модуль направлен на  формирование естественно-научной картины мира и развитие пространственного мышления у детей дошкольного и младшего возраста.
Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»
Данный модуль позволяет организовать  знакомство детей со свойствами воды, воздуха, объектов  неживой и живой природы, оптическими явлениями в процессе исследовательской деятельности.
 «LEGO - конструирование»
Данный модуль  в игровой форме позволяет познакомить с   базовыми принципами  механики и  особенностями работы простейших механизмов.
Образовательный модуль «Математическое развитие»
Он включает настольные развивающие игры, пособия для сенсорного развития, наборы геометрических тел и фигур, демонстрационные и раздаточные материалы по направлениям математического развития, логические головоломки, сортировщики, рамки-вкладыши и объёмные вкладыши, абаки, счёты, математические конструкторы, шнуровки, круги Луллия и др.
Образовательный модуль «Робототехника»
Модуль «Робототехника» включает в себя несколько конструкторов для изготовления роботов с возможностью движения. В соответствии с возрастом, задачи, решаемые ребёнком, постепенно усложняются, от простой сборки и механического перемещения модели до программирования систем управления. Наборы конструкторов из образовательного модуля «Робототехника» способствуют освоению навыков конструирования; ознакомлению с основами механики и первичными компонентами электроники, с понятием «алгоритм»; проведению экспериментов с датчиками движения, расстояния, температуры и др.; совершению первых шагов в программировании в моделировании собственных роботов.
Образовательный модуль «Мультстудия «Я творю мир»
Обязательной частью STEM-образования является знакомство детей с цифровыми технологиями. Подспорьем в этом является модуль «Мультстудия “Я творю мир”». Он позволяет суммировать и на современном уровне демонстрировать результаты работы детей над различными проектами посредством создания ребёнком собственного мультипликационного фильма.

                  Использование мультстудии в детском саду


Мультипликация заключает в себе большие возможности для развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда детей.
Разные виды изобразительного искусства: рисунок, живопись, лепка, дизайн и декоративно-прикладное творчество – сосуществуют в мультипликации на равных. А сам процесс создания мультфильма включает занятия литературные, музыкальные, актерские, режиссерские, операторские, которые помогают создавать изобразительные образы и вносят в них новый смысл.
Кроме того, занимаясь различными видами деятельности, осваивая новые материалы и техники, дети нацелены на конкретный результат, представляя, для чего они рисуют, лепят, мастерят. И то, и другое является наиболее благоприятными условиями для развития творчества.
В процессе создания мультфильма происходит распределение функций и ролей между участниками в соответствии с теми работами, которые необходимо выполнить.
Работа над созданием мультфильма позволяет использовать интеграцию разнообразных видов деятельности детей: двигательную, игровую, продуктивную, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, музыкально-художественную, а также чтение художественной литературы.
Цель: вызвать у детей потребность в познавательной, творческой и речевой активности через участие в создании мультфильмов (важно: мультфильм является не целью, а лишь средством развития).
Задачи:
1. Образовательные:
− познакомить с историей возникновения и видами мультипликации;
− познакомить с технологией создания мультипликационного фильма;
− формировать художественные навыки и умения;
− поощрять речевую активность детей, обогащать словарный запас.
2. Развивающие:
− развивать творческое мышление и воображение;
− способствовать проявлению индивидуальных интересов и потребностей;
− развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности.
3. Воспитательные:
− воспитывать чувство коллективизма;
− поддерживать стремление детей к отражению своих представлений посредством анимационной деятельности;
− воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду сверстников и его результатам;
− воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
В ходе работы предусматриваются различные формы как индивидуального творчества ребёнка, так и его сотрудничества, и сотворчества со сверстниками и взрослыми.
Индивидуальная форма работы предполагает дополнительное объяснение задания детям, озвучивание ролей.
В ходе групповой работы детям предоставляется возможность самостоятельно построить свою работу на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Групповая работа позволяет выполнить наиболее сложные и масштабные работы с наименьшими материальными затратами. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование детей на создание «творческих пар» или подгрупп.
Формы подведения итогов:
Выпуск дисков с мультфильмами, созданных дошкольниками, запись и демонстрация мультфильмов в детском саду и дома.
Ожидаемый результат:
- дети видят идею, передаваемую мультфильмом;
- раскрепощение мышления;
- развитие творческого потенциала;
-формирование умения наблюдать, фантазировать, сравнивать, переживать увиденное, отражать свои впечатления в творческих работах;
- создавать мультфильмы в предложенных педагогом техниках;
- осуществлять контроль: находить способы улучшения работы, самостоятельно вносить коррективы;
- совершенствование навыков общения.
Процесс создания мультфильма в стенах дошкольного учреждения
1. Подбор материала для сценария. Можно взять авторское произведение.
2. Изготовление фонов и персонажей.
3. Съемка анимационного фильма.
4. Звуковое оформление, или «озвучивание». Здесь дети проявляют свои актерские способности: выразительно читают авторский текст, придумывают шумовые эффекты. Но новичкам для начала лучше просто наложить мелодию, соответствующую замыслу.
5. Монтаж фильма.

Цели и задачи LEGO-конструирования:
Цель:
Содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения ЛЕГО-конструированием.
Задачи:
Обучающие:
содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;
создать условия для овладения основами конструирования;
способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике чтения элементарных схем.
Развивающие:
создать условия для развития внимания, памяти, образного и пространственного мышления;
способствовать развитию творческой активности ребёнка;
способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире.
Воспитательные:
содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;
содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);
создать условия для развития навыков межличностного общения и коллективного творчества.
Планируемый результат:
В ходе работы по лего-конструированию ребенок должны знать:
основные детали лего-конструктора (назначение, особенности);
простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения, виды соединения деталей механизма);
виды конструкций: плоские, объёмные, неподвижное и подвижное соединение деталей;
технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.
Уметь:
осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету);
конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;
конструировать по образцу;
с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей; реализовывать творческий замысел.






1 комментарий:

  1. Информативный, интересный материал и для нас родителей. Спасибо!

    ОтветитьУдалить